Колористические решения при оформлении сада подчиняются общим правилам цветовой гармонии и строятся на основе подбора контрастных или нюансных цветов, которые в свою очередь бывают светлыми и темными, хроматическими и ахроматическими, теплыми и активными (красные оттенки спектра) или холодными и спокойными (синие оттенки спектра). Средний зеленый, равно как и средний серый, находится между этими пограничными состояниями и считается инертным, уравновешенным и "лишенным движения" цветом. Глаз человека "сильнее привлекается светлыми красками, а еще больше светлыми и теплыми их тонами". С другой стороны, и среди них есть цвета раздражающие, от которых глаз устает (ярко-желтый) или вызывающие неприятные психологические ассоциации. Тот же желтый напоминает о лимоне, резкий красный о крови. Подобные ассоциации принято называть "исторической памятью". Таким образом, воздействие цвета на человека имеет физиологический характер, что с давних пор привлекает внимание ученых и врачей. Например, цветотерапия применяется для лечения ряда нервных заболеваний, а пейзажетерапии уделяется немалое значение при формировании зон отдыха в пансионатах и санаториях. Было отмечено, что красные розы возбуждающе действует на сердце, а синие ели успокаивают. "Всякому известно, что желтый, оранжевый и красный цвета вызывают и представляют идею радости и изобилия" (Делакруа).
Общую реакцию человека на цвета и определенную на основании обобщения ряда научных наблюдений их символику можно свести к нижеследующим определениям.
Желтый — активный, энергичный и легкий. Символизирует свет, радость, роскошь; ярко-желтый — зависть, ненависть, лживость.
Оранжевый — теплый, позитивный, вызывающий радость. Символизирует тепло, радость, солнце.
Красный — наиболее подвижный и живой цвет, производит ощущение целеустремленной мощи; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно. Символизирует жизнь, кровь, любовь, страсть, тепло, огонь.
Фиолетовый — богатый, но печальный, при большой поверхности может оказывать негативное действие. Символизирует достоинство, роскошь.
Синий — тихий, самоуглубленный, сосредоточенный; голубые тона действуют как ясные, чистые, непорочные. Символизирует бесконечность, небеса, печаль.
Зеленый — спокойный, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный. Символизирует покой, равновесие, плодородие.
Белый — нейтральный, действует на человека как великое безмолвие. Контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Символизирует чистоту, невинность, целомудрие.
Черный — внешне наиболее беззвучная краска, на фоне которой всякий другой цвет звучит сильнее и точнее. Символизирует траур, скорбь, торжественность.
Серый — неподвижный, беззвучный, безнадежный. Символизирует механизм, стандарт. Подобные характеристики цветов не могут быть приняты априори, т. к. у разных народностей и в разных климатических зонах земного шара существуют отклонения от общепринятых представлений. Например "свадебный" белый цвет в некоторых странах считается траурным. Во Вьетнаме белый — символ предательства, а черный — смелости. В странах с засушливым климатом зеленый цвет считается "сильным". Тем не менее исследования показывают, что в целом люди реагируют на цвет одинаково. Красный, желтый, зеленый и синий — "фокусные цвета" для человечества. Именно эти цвета предпочитают дети, пока не начинают говорить, избегая "пограничных" цветов, лежащих между ними. Названия "фокусных" цветов первыми появляются в речи. Меняется наше восприятие цвета и от характера освещения — естественного — дневного и вечернего, электрического. Человеческий глаз устроен таким образом, что в сумерках большинство цветов плохо различимы (сливаются), а объекты, которые днем выглядят синими, будут казаться ярче объектов, которые при дневном свете выглядят красными.
Цвет характеризуется следующими качествами — цветовой тон, насыщенность, яркость. Цветовое сочетание считается гармоничным, если его компоненты близки по цвету, насыщенности, яркости. Близость хотя бы по одному из этих признаков тоже может придать сочетанию гармоничность.
Комбинируя в саду растения различных цветов, можно эффектно подчеркнуть окраску одного из них или, наоборот, снизить общий контраст композиции. Наиболее контрастны сочетания цветов в следующих парах: оранжевый — синий, зеленый — красный, лиловый — желтый. Менее "активного" контраста можно добиться, сопоставляя цвета одного тона, но разной насыщенности. Хорошо сочетаются бледные тона даже несхожих цветов, тоже относится и к темным тонам, потому что и те и другие совпадают по яркости. Например, темно-синий — светло-голубой и т.п. Надо также помнить, что светлые тона кажутся легкими, темные — тяжелыми, красные оттенки — "приближаются", выступая на передний план, синие — удаляются, уходя на второй план. Белые (светлые) объекты кажутся больше равновеликих им темных.
Умело оперируя свойствами цветов, можно добиваться многих интересных эффектов в саду, придавая каждому его уголку особое настроение.
Оставляйте свои комментарии и задавайте вопросы. Коту не с кем это обсудить...